Башкирские лошади выращенные в местных условиях, были хорошо приспособлены к суровым климатическим условиям Урала. Преимущества местной башкирской лошади для верховой езды не только по степи, но и по горной местности отмечали И.И.Лепехин, Н. Крашенинников, С.Т. Аксаков, В.М. Черемшанский, Л. Сабанеев и др. Особым почитанием пользовались у башкир иноходцы (юрға). Так, у П. И. Рычкова читаем: "Лошади башкирские издавна в России за крепких лошадей почитаются, между которыми многие с ходами (с иноходью. -Ред.) и так[ие] резвые иноходцы бывают, что во всю силу скачущая лошадь едва может ровняться и то ненадолго..." Иноходцам у башкир посвящено немало песен, чудесными качествами наделены они в эпических поэмах и сказках.
Высоко ценили башкирских лошадей и русские - торговцы, промышленники, крестьяне. Так, 15 марта 1661 г. московский торговый человек Федор Антонов взял в долг у тульского заводчика П. Г. Марселиса "на 100 рублей разного железа" и обязался на эту сумму купить для Марселиса в Уфе "коней добрых и кобыл хороших на племя и выслать те кони к Москве в нынешнем 169 году (1661. _Авт.) летним путем по Просухе". Лошади были самым распространенным "товаром" в торговле башкир с другими народами европейской России. Цены на иноходцев и в конце XIX - начале XX в. были довольно высокие - до 100-200 руб. Д. Никольский сообщает, что в былые времена "лучшие башкирские иноходцы ценились даже в 500 руб."
Хозяйство и культура башкир XIX в начале XX в.// Р. Г. Кузеев, Н. В. Бикбулатов// Издательство "Наука", 1979 г. стр.132.