Каждая беседа с известным ученым Закирьяном Аминевым похожа на путешествие в прошлое нашего народа. В своих выступлениях, статьях он всегда с опорой на факты и архивные материалы рассказывает о древности и могуществе башкирского народа. На первый взгляд, эта информация вроде бы известная, однако о некоторых источниках узнаешь именно из его исследований. Даже в древнем эпосе «Урал-батыр» он видит скрытый смысл, который, при сравнении с памятниками письменности других народов того периода, еще раз подтверждает то, что башкиры с глубокой древности поклонялись единому богу и имели собственную государственность.
- После прочтения вашей статьи о башкирских дорогах, возникла мысль - устоявшееся мнение о том, что ислам проник к башкирам через Булгарию в IX веке, неверно?
- Да, это ошибочная точка зрения. Все наши дороги издревле вели в Среднюю Азию, с которой у нас с незапамятных времен были устойчивые социально-политические и торговые связи. Дальше Средней Азии наши предки доходили до Ирана, Ирака, Турции. По Яику добирались до Каспийского моря, а на той стороне протекает Идель. В истории и культуре башкир есть такое понятие, как Яик-Идель. Идель – это река Агидель. К верховью Идели они приходили за пушниной, серебром, золотом и другим богатством.
В нашей горной, лесной местности промысловая охота была сильно развита, поэтому здешние меха для них считались большим богатством. Особенно ценились красные и черные лисицы. Арабский географ Идриси писал: «С Урала в Хорезм привозят красную лисицу, носят ее только цари». Наши связи с этими местами возникли очень давно, около семи тысяч лет назад, во времена позднего палеолита, в период Кельтеминарской культуры. Найденные на побережье Каспийского моря археологические памятники того времени поразительно совпадают с предметами, найденными археологом Матюшиным в нашем Абзелиловском районе возле села Янгильское.
Во времена мезолита и неолита эти связи стали крепче. В эти времена сформировался Исторический Башкортостан. Он занимал огромную площадь – ныне это восток Татарстана, Башкортостан, Челябинская, Оренбургская области, территории Самарской, Саратовской, Свердловской областей – и по рекам Тобол, Иртыш спускался в Среднюю Азию.
Все археологические находки, сделанные на этом пространстве, совпадают с предметами иранского мира. Даже названия одинаковые. Например, река Чусовая тоже протекала по нашей территории. Башкиры называли ее Шушой. Это все – наши вотчинные земли. И документы, подтверждающее это, есть, они опубликованы в Перми. К слову, и Екатеринбург построен на земле башкир. В 1732 году по этим местам проезжал исследователь Гмелин с инспекцией заводов, расположенных вдоль реки Шурале. Там жили башкиры племени Сынрян и Упей.
В общем, цель моего столь долгого объяснения заключается в том, чтобы вы представили перед глазами нашу историческую территорию. Мнение, что мы переняли ислам от Булгарии, в корне неверно. Распространители религии шли в Булгарию через наши земли: Ибн-Фадлан пишет, что прошли они через земли башкир. У нас нет таких людей, кто читал бы эти записи Ибн-Фадлана, кто-то упомянул его, а все остальные лишь ссылаются. Я же самолично прочитал и постарался вникнуть в смысл каждого слова.
С пятитысячным караваном шел Ибн-Фадлан и имел переводчика башкира мусульманина, и, несмотря на это, он боялся башкир.
Причина этого страха в том, что башкиры имели сильное государство, пересечь границу которого было невозможно без разрешения.
Обрати внимание: переводчик – мусульманин. Значит, уже до X века ислам был широко распространен на земле башкир. А чей-то неправильный перевод послужил причиной появления ошибочной точки зрения. Родовые же знаки-тамги и священные птицы башкир связаны с географией. Скажем, к какому ты племени принадлежишь, и каково ваше дерево?
- По матери – Минг! Дерево – дуб.
- Совершенно верно, потому что на территории проживания племени Минг произрастали дубовые леса, и даже название священной птицы связано с птицей, проживающей в таких местах. И это нисколько не связано ни с какими языческими верованиями. Наоборот, Ибн-Фадлан пишет, что Аллах, которому башкиры поклоняются – высоко, на небе. Некоторые считали, что башкиры поклонялись горе, но это тоже неверно. Гора не была объектом их поклонения. Тут речь совсем о другом. И сейчас есть такие выражения, как «дух горы», «дух воды». В народе бытовало мнение, что если есть вода, значит, есть и ее хозяин, то есть дух. То же самое и с горой. Но это нисколько не связано с верой, с религией, а лишь отражает отношение древних башкир к окружающей их матери-природе.
К слову, если говорить о монотеизме башкир, то стоит упомянуть эпос «Урал-батыр». Сама подумай: ведь это – древнее произведение доисламского периода, однако уже в нем говорится о поклонении башкир единому Богу. Поэтому принятие нашим народом ислама происходило на основе древних традиций, другими словами, единобожие уже было у нас в крови.
Развитие башкир для этого времени было высоким. С древних времен у башкир была государственность. Они имели и свою армию с разведкой, были те, кто занимался торговлей, животноводством. Башкиры были в курсе всех событий, происходящих на территории Евразии. Когда император Византии собирался на войну, он просил у нас воинов. В XI веке император Константин писал: «Если хотите жить в мире, будьте дружны с башнаками!» А они – наши предки, другими словами, башкиры и башнаки – это два пласта одного народа.
Карта Исторической Башкирии X в. по письменным источникам. Латинскими буквами обозначены башкирские города по Идриси (XII в.), кружками - некоторые археологические городища VIII-X вв. В нижнем углу - карта Южного Урала X-XII вв. (Автор - Идриси).
Видный американский ученый, тюрколог Питер Голден после изучения древнего общественного устройства башкир сказал о них: «Это государство можно даже назвать империей, по крайней мере, с признаками империи, потому что по занимаемой территории, по могуществу населяющего его народа оно полностью соответствует такому определению». Более двух веков этот народ сотрясал Евразию. В свое время, за четыре века до огузов – предков турков, они осадили Константинополь и только после получения контрибуции от императора Византии сняли осаду и возвратились к себе. Я говорю о нынешнем Стамбуле. Об этом в истории есть очень много информации.
С башкирами издревле приходилось считаться. Иван Лепехин писал: «Все уральские заводы были заложены там, где указали башкиры». В Москве были опубликованы путевые записи жившего в то время француза Жана Пьера Иньяса под названием «В какую Сибирь ездил француз». Он писал о башкирах: «Башкиры в политическом отношении недальновидны. Всем, чем владеют, делятся с русскими, действуют неразумно. Результат такого поведения не заставит себя долго ждать… Свобода башкир, их взгляды на мир и даже некоторая простоватость подкупает». Все это – из прошлых веков.
Уже в VII веке к башкирам проник ислам. Мы были готовы его принять. Если общество не готово, его никак не поднимешь на более высокий уровень. Это в первую очередь нужно осознать нам самим. Народ должен иметь высокую самооценку. Многие до сих пор не могут выйти из роли «младшего брата», которую вдалбливали нам на протяжении семидесяти лет. А башкиры, повторюсь, были народом, сотрясавшим мир.
Выдающийся тюркский филолог и лексикограф Махмуд Кашгари пишет: «Тюркских народов очень много, один Аллах знает их количество, я же пишу лишь о самых крупных и могучих. Их двадцать. В числе самых сильных из этих двадцати – башкиры». Я прочитал эту книгу полностью. В ней есть очень интересная, очень значимая для нас информация, на которую никто до этого не обращал внимания. Махмуд Кашгари не относит башкир к кочевникам. Также из его слов становится понятно, что башкиры-мусульмане, тем более Кашгари сам мусульманин.
- Хотелось бы поговорить о Левашовском могильнике…
- В 1945-1950 годах археологами Р. Ахмеровым, П. Михайловым и П. Мещеряковым были организованы раскопки на Левашовском могильнике, что возле Стерлитамака. Могильник протяженностью свыше километра, значит, там захоронено несколько поколений. Больше всего внимание привлекает тот факт, что все эти люди были захоронены по мусульманским обычаям. В отчете было написано: «Найдены арабские куфические монеты и древний могильник, в котором захороненные лежат в направлении на запад, лицом на юг. Предположительно, это раннее мусульманское кладбище на юге Башкортостана. Умершие погребены вместе с оружием, украшениями, монетами. На одной из монет отчетливо виден год чеканки – 712-ый. Остальные тоже относятся к VIII веку. Значит, после этого на кладбище повторных захоронений не было». Это явно свидетельствует о том, что ислам проник к нам до IX века. Башкиры приняли ислам еще до того, как Ибн-Фадлан проходил по нашим землям.
Вещи, найденные при раскопках могильника. Фото: башкирская-энциклопедия.рф
- Очень весомый аргумент. Вы еще говорили о древних письменах, найденных на территории Башкортостана?
- В археологии есть понятие «Сасанидское серебро». Когда говорят о «Сасанидском серебре», в первую очередь имеют в виду серебряные блюда, чашки, ложки, ковши и другие предметы из серебра. Если обозначить на карте места их находок, опять возникает Исторический Башкортостан. Сасаниды – это же представители государства, располагавшегося на территории Средней Азии и Хорасанской области Ирана. Изготовленные ими предметы в своем большинстве найдены на территории Исторического Башкортостана. Династия Сасанидов существовала до VII века и исчезла в результате арабской экспансии. Именно со временем их исчезновения совпадает появление большого количества серебряных предметов того периода на земле башкир.
Сасанидское серебро. Фото: ourarts.ru
У башкирского народа с древних времен была высокая культура. Некоторые народы того времени исчезли с лица земли. Многих тюркоязычных народов, упомянутых в известном труде Махмуда Кашгари, таких как огузы, кипчаки, кимаки, карлуки, ягма и других уже нет, а мы, башкиры, живем и заявляем о себе всему миру.
Несмотря на принятие ислама, наш народ сохранил и свои древние обычаи. Хотя мы и поддерживали связь с арабами, но тесных отношений не было. Наш ислам – это не ислам Саудовской Аравии. А сейчас молодежь, выучившись в арабских странах, распространяют совершенно иные идеи.
Внутренняя культура нашего народа, его вера отчетливо видны уже в «Урал-батыре». Еще раз повторю, это произведение, появившееся до возникновения ислама. Наш народ с древних времен имел собственный мир. Башкиры отличались духовной свободой.
Например, один русский чиновник писал: «Башкирские женщины своим умением держать себя похожи на английских леди. Они свободно общаются, ходят, не кутаясь в покрывало, ничего не боятся, даже здороваются за руку. Узнаешь, что это башкирские женщины, только по двойному рукопожатию. А так они, как и европейские женщины, свободные духом». Однажды на обвинение башкирских женщин в том, что они ходят с открытым лицом, был получен ответ: «Вы свои бесстыжие глаза закрывайте покрывалом!»
- Что скажете о сахабах - распространителях ислама? Об этом есть какая-нибудь достоверная информация?
- Со времен возникновения ислама в арабских письменах хранится много информации о башкирах. Начиная с VII века, арабы оставили много интересной, богатой информации о башкирах. Если в памяти нашего народа сохранились воспоминания о сахабах, святых, значит, это уже сама по себе большая информация. Бывали случаи, когда уничтожали архивы, исторические источники, однако народную память стереть нельзя.
О том, что пророк Мухаммад в VII веке отправил своих сахабов, писали и историки Тажетдин Ялсыгул и Хисаметдин бин Шарафетдин. Последний в своей книге «История Булгар» говорит о принятии башкирами ислама раньше своих соседей, а также о пришествии в VII веке сахабов в Башкортостан. Увеличение информации о башкирах в восточных источниках в VII- XII веках можно связать с распространением ислама. Как раз в VII веке начинается экспансия арабов на восток, в сторону Средней Азии, где им пришлось столкнуться и воевать с тюрками. С башкирами – неотделимой частью большого тюркского мира – арабы встретились тоже в это время, и увеличение информации тому доказательство.
- Недавно в Киргизии прошли Всемирные игры кочевников. Побывавшие там наши соотечественники были удивлены столь теплому приему и замечательному отношению к башкирам. Однако вы говорите, что наша история хоть и связана с кочевыми народами, но все же мы - отдельно стоящий народ?
- В одно время в нашей республике дипломированные ученые-историки начали высказывать мысль, что «башкиры хотят исказить свою историю. Наука не предоставляет достоверной информации, и Уфа-2 – это тоже несуществующий город». В Академии наук Башкортостана был серьезный разговор на эту тему. Собралось очень много историков. Один из присутствующих обронил, мол, о городе башкир никакой информации нет, и в фольклоре он не упоминается. Это грубейшая ошибка. Но больше всего меня удивило то, что историки, зная, что еще в трудах Идриси, Гарнати говорится о 78 городах башкир, постарались проигнорировать этот факт и промолчать. Но с истиной не поспоришь. Вся ценность истории как науки заключается в доказательности. Язык-то многое может сказать!
На этом собрании были и те, кто высказывал такое мнение:
«Если мы признаем существование у башкир городов с древности, нам придется полностью менять концепцию, систему взглядов на их историю. Нам это надо? Пусть остаются кочевым народом, жившим в юртах. Зачем нарушать установленный порядок?»
Да, башкиры выходили на летние пастбища! Но они выходили на пастбища из своих деревень, городов, а кочевья располагались на территории их проживания. Во время этого разговора академик Нияз Мажитов попытался объяснить, что есть материалы археологических раскопок, однако никто его не поддержал. А ведь многие сидящие в зале понимали его правоту. Тут я не сдержался. «Если при комплексном взгляде все археологические материалы, исторические и фольклорные источники сходятся и подтверждают друг друга, почему мы должны из-за допущенной когда-то ошибки продолжать следовать по ложному пути?»
Коммунистическая идеология давно в прошлом, а многие наши историки все еще не могут избавиться от старых взглядов и пытаются обвинять башкирских историков, мыслящих иначе. Может, этой группе, обвинявшей академика Нияза Мажитова и его сторонников в разных политических грехах, стоит измениться самой. В то время как башкирские историки, находя новые исторические факты, стараясь их понять, пытаясь связать эти факты с прошлым своего народа, создавали новую концепцию, эта группа строчила жалобы в вышестоящие органы, используя старый надежный советский способ «заваливания политическими обвинениями». «Раз новые факты противоречат прежней концепции, значит, нужно сформировать новую, которая бы давала бы верное представление об образе жизни башкир с древности», - поставил я требование на том собрании.
- А что мы знаем о башкирских деревнях? Может, были какие-нибудь научные экспедиции?
- Были, конечно. Был такой ученый – Геннадий Гарустович, ныне покойный. Он с изумлением рассказывал о раскопках, шедших возле деревни Азнаево Ишимбайского района. К слову, вся эта информация есть и официально зарегистрирована. Только широкие массы о ней не знают. Геннадий Николаевич, будучи археологом, установил, что здешнее древнее селение ничем не отличается от нынешних деревень. Люди занимались земледелием, скотоводством, пчеловодством, имели орудия труда, жили не в юртах, а в основательных домах. Помнится, как он сказал, что башкиры не были кочевым народом. А это древнее селение относится к временам Ивана Грозного. Жизнь в нем была точно такая же, как и в нынешних деревнях. Наших предков никто не учил пахать землю, сеять зерно, они сами издревле занимались сельским хозяйством.
- Значит, он хотел сказать, что башкиры не были скитающимся по миру, подобно перекати-поле, народом?
- Да, именно так. Башкиры - не кочевники. Я это утверждаю не потому, что стесняюсь, стыжусь кочевничества. Ни одна форма хозяйства – ни кочевничество, ни земледелие, ни какая-нибудь другая – не имеет превосходства над другими. Каждая из них формируется в результате стремления выжить, приспособившись к условиям проживания. Место, где формировались башкиры, это Уральские горы и близлежащие территории. И наши предки были вынуждены приспосабливаться к географическим особенностям этих мест. В наших условиях кочевать круглый год невозможно.
Еще в XVIII веке И. Лепехин написал, что считать башкир кочевым народом – ошибочно. И в XIX веке были попытки среди русских ученых разъяснить это. Историки, изучавшие кочевые народы и написавшие классические труды на эту тему, не вносили башкир в их число. Российский историк, археолог, профессор Л. С. Клейн написал по этому поводу, что для ясности, дабы не путать с «кочевыми», нужно придумать новый термин. Но наши историки продолжают идти истоптанной дорогой. Так ведь гораздо удобнее, не нужно ничего искать, анализировать, повторяй заученное и все.
Семья башкир. Фото: fadn.gov.ru
Проведя археологические исследования Азнаево и других башкирских деревень, можно было бы выдвинуть совершенно новую точку зрения на образ жизни башкир. Давайте подумаем: если, как любят повторять, «башкиры выходили на пастбища», значит, было место, откуда они выходили. Это место – башкирская деревня. Ведь уходя весной, осенью они снова возвращались туда. Не могли же они выходить на пастбище с пастбища. О существовании башкирских городов сказано не только у Гарнати, но и в записях многих древних арабских исследователей.
В XIX веке русские ученые писали: «Башкиры - не кочевники. Если их признать кочевым народом, то всех дачников нужно приравнивать к кочевникам. Они ведь также на лето уходят в свои дачи. А у башкир есть определенные территории – их летовки». И в башкирском народном творчестве информации о башкирских городах предостаточно: башкирское дитя, выросшее где-то в деревне, отправляясь за знаниями, попадает в город. Даже в сказках этот этнографический факт отчетливо виден.
Обратимся снова к Гарнати. Он с таким восхищением пишет о башкирских городах, что даже сравнивает один из них с Багдадом. Идриси тоже упоминает города башкир. Информация о башкирских городах есть и в дастане «Огуз-Наме». Когда башкиры не захотели подчиниться Огузхану, он двинулся на них с войском и по пути остановился в их городе «Оло бакыр». Помня о том, что на башкирских землях с незапамятных времен добывали медь, и исходя из того, название связано с медью («бакыр» – башк. «медь»), челябинский археолог Д. А. Таиров пишет, что, вероятно, этот город располагался в районе Орска или Медногорска. Оба эти города имеют отношение к меди.
Наши ученые до сих пор ограничены пределами территории Башкирской автономии, а ведь есть еще громадная область Исторического Башкортостана! В большом Историческом Башкортостане городов было много. В каких местах башкирской земли были расположены упомянутые Идриси города Кастра, Мастра, Карукия, Нимжан, Гурхан? Разве мы должны их искать непосредственно на территории нашей нынешней республики? Ведь наши земли были огромны. Нам нужно разгадать и эти тайны. Название Карукия скорее всего связано с башкирским словом Карагай, которое арабский писатель мог, исказив, написать неправильно.
В башкирском фольклоре и в исторических источниках, относящихся к средним векам, упоминается какое-то место под названием Карагай. Судя по некоторой информации, оно должно быть где-то в районе города Верхнеуральска Челябинской области. Говорится, что в XIII веке, во время событий татаро-монгольского ига, хан Биксура правил в Карагае в верховьях Яика. Нынешний Верхнеуральск заложен в стратегически важном месте на пересечении дорог, ведущих с севера на юг и с востока на запад. Это место русским показал один из башкирских тарханов, до этого оно им было неизвестно. Башкиры собирались здесь для решения разных жизненных вопросов. В исторических источниках фигурируют и другие названия, такие как Ер Карагай, Уклы Карагай, Ябык Карагай.
Русские не просто так пришли и построили город, где сейчас расположен Стерлитамак, там, возможно, город был с древности. «Астыр», «стыр», «стер» - слово из очень древнего иранского языка. Оно означает «крупный скот» Здесь же протекает река Ашкадар. С того же древнего иранского языка оно переводится как «место, где останавливались отдохнуть и сменить лошадей». Значит, там было что-то вроде города, где можно было останавливаться. Он располагался на древней дороге, соединявшей Уфу и Оренбург. Эту дорогу также называли ногайской.
Опираясь на археологические данные, полученные при изучении обнаруженных башкирских городов, необходимо сформировать принципиально новый взгляд на историю, на прошлое башкирского народа.
Беседу вела поэтесса и журналист Лариса Абдуллина.