Ахметов Мурад Хусаинович
Мурад Хусаинович Ахметов родился 10 августа 1948 года в г. Уфа — башкирский советский и российский композитор. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1996). Народный артист Республики Башкортостан. Сын выдающегося композитора Хусаина Ахметова.
Мурад Ахметов — автор первой в истории музыки мусульманской философско-религиозной оперы «Хайям и Коран». Это первая часть духовной дилогии (2-я часть — опера «Иов»).
Героический эпос, история башкирского народа, произведения башкирских поэтов и прозаиков стали основой многих его сочинений: балеты «В ночь лунного затмения» по Мустаю Кариму, «Северные амуры» и «Урал-батыр», оратории «Раны батыра», «Поэма о Салавате», квинтет «Земля отцов» и многие другие. Окончил Уфимское училище искусств по классам композиции и фортепиано.
В 1966—1971 годах — учёба в классе композиции профессора А. Хачатуряна в ГМПИ им. Гнесиных.
Сочинения: «Аполлон и Марсий» — композиция для 16 струнных и солирующего гобоя, сложное в музыкально-техническом отношении произведение, где партия каждого инструмента самостоятельна, выписана отдельно, без повторов, удвоений или унисона. «Трио-медитация в стиле раги».
Вокальные циклы: «Из китайской пейзажной лирики», «Из арабской любовной поэзии».
Балеты: «Маугли» (1974) — балет на известное произведение Р. Киплинга, либретто Х. Ахметова; «Повелитель огня» (1984) — балет по мотивам африканских легенд, основанный на фольклоре народов Кении; «Торквемада» (1991) — балет по монографии Хуана Льоренте «Критическая история испанской инквизиции», либретто В. Харченко; «Северные амуры» (1980) — либретто Файзи Гаскарова; «Урал-батыр» (1998) — по одноимённому башкирскому народному эпосу, либретто Шамиля Терегулова; «В ночь лунного затмения» (1978) — балет по одноимённой трагедии Мустая Карима. «Лабиринт и Минотавр» — соната на тему древнегреческого мифа.
Духовная оперная дилогия: «Хайям и Коран» (1991—1992) — мусульманская философско-религиозная опера (18 рубаи Омара Хайяма и фрагменты семи сур Корана); опера «Иов» на библейскую тему.
Оратории: «Раны батыра» на стихи Кадима Аралбая; «Поэма о Салавате»; «Сны Хиросимы».
Симфонии: № 1 «Памяти отца», посвящённая Хусаину Ахметову; Симфоническая триада «Миллениум»: № 2 «Варган-симфония»; № 3 По прочтению башкирского эпоса «Урал-батыр»; № 4 «Реквием — узун-кюй»; № 5 «О странствиях вечных, земных и небесных» — последнее сочинение композитора (неисполненное).
Кроме классических произведений, писал музыку к спектаклям Башкирского театра драмы им. Гафури: «Красный паша» Н. Асанбаева; «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка; «Бибинур, ах, Бибинур!» Ф. М. Булякова, и мультфильмам, среди которых мультфильмы студии «Пилот»: «Авиаторы» (1990), «Пумс» (1990), «Чудеса» (1990), «Формула—1» (1991), творческого объединения «Экран»: «Роковая любовь» (1989); «Роковая любовь 2» (1990).
Общественная и педагогическая деятельность:1971—1978 — преподаватель Училища и Института искусств Уфы; 1976—1989 — проведение кропотливой работы по комплектованию фонда башкирской музыки в Союзе композиторов РСФСР, организация участия башкирских народных исполнителей в международных фестивалях и концертах в Москве; 1991—1995 — заместитель председателя Союза композиторов Москвы, председатель Ревизионной комиссии Союза композиторов Москвы;1997—1998 — референт ректора Уфимского государственного института искусств по вопросам национальной культуры.
Великолепный знаток оркестра и признанный мастер инструментовки, он свободно экспериментировал с составами оркестра, вводил неподдающиеся нотной фиксации звучания, использовал национальные инструменты разных народов, блестяще раскрывая их выразительные и технические возможности. Филигранное композиторское мастерство, блестящее владение технологическими приёмами и тщательность отделки позволили композитору даже в миниатюрных сочинениях отразить черты своего индивидуально-неповторимого симфонического стиля, создать партитуры, выверенные не только по вертикали и горизонтали, но и по диагонали.
Умер в феврале 2006 года в Уфе.