Альмухаметов Газиз Салихович
Газиз Салихович Альмухаметов — башкирский и татарский певец и композитор, музыкально‑общественный деятель. Первый из певцов удостоился звания Народный артист Башкирской АССР (1929).
Альмухаметов Газиз Салихович родился 29 октября 1895 года в деревне Мурапталово Оренбургского уезда Оренбургской губернии (ныне Куюргазинского района Башкортостана). По национальности башкир.
Мать — Галима родила 20 детей — все сыновья, из которых в тяжелое голодное время выжили только шестеро. Семья бедствовала, все трудились, даже дети. Отец его батрачил, батрачили и пятеро братьев Газиза. Газиз с 5—6 лет начал петь — его родители Салих и Галима хорошо пели. Их пение любили слушать жители Мурапталово и окрестных деревень.
После того как отец умер от туберкулеза, Газиз с 7 лет нанимается пасти скот. В 1908 году Газиз уезжает в поисках заработка в Ташкент вместе со своим братом Абдрахманом.
В Средней Азии Газиз летом работал на виноградниках, а зимой учился в медресе, занимался пением. Газиза стали приглашать на любительские вечера, где он исполнял башкирские и татарские народные песни.
Живя в Ташкенте, Альмухаметов концертирует в ташкентских парках. Вскоре известность Газиза Альмухаметова как профессионального певца выходит за пределы Средней Азии. Она достигает Сибири, Татарстана и Башкортостана. В 1914 году начинает гастролировать среди татарского и башкирского населения в Поволжье, Сибири, Казахстане. В 1920 году занимался в Народной консерватории в Ташкенте, позднее консультировался в консерватории в Москве.
С 1921 года сочетает концертную деятельность с собиранием башкирских и татарских народных песен и композиторским творчеством. Интересуется фольклором восточных народов, башкирскими и татарскими народными песнями, их историей, легендами. Постепенно становится фольклористом-собирателем и исполнителем.
В 1922—1929 гг. живёт в Казани, концертирует, пишет песни, работает над операми вместе с Султаном Габяши и В.И. Виноградовым.
Пишет эскизы оперы «Сания» на либретто татарского писателя Фатиха Амирхана. Вместе с Султаном Габяши и Василием Виноградовым продолжает работать над «Санией».
25 июня 1925 года в Казани состоялась премьера «Сании». Большой успех окрылил авторский коллектив. За первой татарской оперой последовала вторая — «Эшче(Рабочий)». Обе оперы получили большой отклик: партитура «Сании» и фотографии авторов и исполнителей экспонировались на Международной выставке во Франкфурте-на-Майне, а «Эшче» была показана летом 1930 года в Москве на Всесоюзной олимпиаде национальных театров.
С 1929 года жизнь и творчество Альмухаметова связаны с Уфой. Альмухаметов — автор брошюры «В борьбе за создание башкирской советской музыки» (Уфа, 1933), в которой впервые освещается состояние башкирской музыкальной культуры и намечены перспективы её развития.
В Уфе выступает с концертами и пишет музыку. Газиз Альмухаметов стал одним из организаторов Башкирской студии при Московской консерватории имени П.И. Чайковского и инициатором открытия Башкирской филармонии. В поисках одаренных певцов выезжает в районы республики.
В 1929 году к 10-летию БАССР Газиз Салихович в соавторстве с Габяши и Виноградовым написал торжественный марш «Башкортостан». Альмухаметов исполнил его в правительственном концерте для делегатов VII Всебашкирского юбилейного съезда Советов. На этом съезде было принято решение о присуждении певцу звания «Народный артист БАССР».
С 1932 года работал в Уфимском музыкальном училище и одновременно в Башкирском научно-исследовательском институте языка и литературы. Им записаны башкирские народные песни «Ашкадар», «Буранбай», «Тафтиляу», «Урал», отрывок из эпического сказания «Кунгыр-буга» и другие.
В своих концертных поездках и экспедициях по сбору фольклора Газиз Салихович продолжал поиски новых талантов для оперной студии, становясь наставником многих будущих мастеров: певцов, музыкантов, композиторов. Среди них Бану Валеева, Хабир Галимов, Габдрахман Хабибуллин, Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов, Зайтуна Ильбаева, Ульяна Калинина-Сыртланова, Асма Шаймуратова, Марьям Габдрахманова, Муслима Мусина. Окончив башкирскую студию при Московской государственной консерватории, каждый из них внёс свою лепту в развитие музыкального искусства и культуры родной республики.
Альмухаметов не ограничивал свой репертуар народными песнями, классическими романсами и ариями, а создавал также собственные оригинальные вещи. Его баллада «Зловещий ветер» — одно из первых сочинений в этом жанре в башкирской и татарской музыке. Своеобразна песня «На смерть Маяковского», очень популярна была лирика: «Лодки», «Пишу песни», «На берегу Агидели».
Альмухаметов готовил национальный репертуар для будущего оперного театра. Им были заказаны новые оперы С. Габяши, А. Ключареву. Переводились на башкирский язык итальянские — «Тайный брак» Чимарозы и «Прекрасная мельничиха» Паизиелло.
В Уфе же Альмухаметов дважды тяжело переболел тифом. Две его дочери умерли в младенческом возрасте.
Репрессирован 11 декабря 1937 года. В тюрьме пел перед решеткой для всех заключенных, исполнял песни «Урал» и «Буранбай».
Альмухаметов Газиз Салихович был расстрелян 10 июля 1938 года, реабилитирован в 1957 году.