Музыка

Башкирский джазовый ансамбль «Дустар» возник в Уфе в 1978 году по инициативе саксофониста Марата Юлдыбаева.

Ансамбль уверенно заявил о себе на фестиваляx в Ярославле и Ленинграде, Ереване и Москве, Уфе и Тбилиси. 
 
С начала восьмидесятых годов ансамбль сотрудничает с башкирскими композиторами, вокалистами, записывает несколько пластинок с эстрадно-танцевальной музыкой. Но Юлдыбаева и его коллег всегда увлекал джаз. Джазовые композиции «Дустар» включал в эстрадные концерты у себя в Башкортостане, в программу песенного фестиваля «Сочи-84», исполнял их и во время гастролей в США.
 
«Черная река» - первый джазовый диск ансамбля, на котором в основном представлены композиции руководителя коллектива. Пожалуй, уфимский саксофонист - один из немногих наших джазовых лидеров, кому удается добиться естественного сплава музыки джазовой и народной. Так, например, в «Черной реке» первая часть темы выдержана в духе народных распевов, а вторая часть интонационно и, в особенности, гармонически восходит к традиционным джазовым стандартам. В «Седом беркуте» мелодия излагается на фоне выдержанного низкого звука (так обычно играют на курае), а типичная для башкирской музыки пентатоника звучит не только в темах, но и в импровизациях солистов «Дустар».
 
Самая яркая композиция на пластинке - «Танец пчел». Если первая часть ее состоит из нескольких метроритмически свободных наигрышей импровизационного склада, типичных для узун-кюя, долгого башкирского напева, то во второй части возникают короткие мотивы с упругой ритмоформулой, одновременно напоминающие кыска-кюй и мелодико-ритмические принципы джаз-рока.
 
Знание народного искусства, деликатное соединение джазовой импровизационности с изысканной узорчатостью башкирских напевов впечатляет благодаря тому, что Марат Юлдыбаев и его партнеры владеют секретами музыкальной драматургии. Иногда в композициях доминируют игровые моменты (остановка и «запуск» музыки в «Дедушке», виртуозный спор между тенором-саксофоном и ударными в «Разговоре»), но чаще музыканты мастерски подводят нас к кульминации пьесы. Обратим внимание, как постепенно набирает энергию изящное и логично выстроенное соло пианиста Юрия Шемагонова в «Черной реке», как взрыв чувств, техники и фантазии поддержан и усилен включением электронно-клавишных инструментов. В композиции «Энергия мысли» (вариант пьесы М. Дэйвиса «Е.S.Р.») кульминацией становится «выход» саксофона, его активное вмешательство в музыкальную ткань. 
 
Марат Юлдыбаев обладает сильным и сочным звуком, его импровизации - законченные совершенные миниатюры. Однако руководитель не затмил своих коллег, не оттеснил их. Коллективность музыкальных усилий чувствуется в каждой композиции. 

QR код материала

Qr Code