Первым на землю деревни Абзаново пришел беглец Кумырык с берегов реки Уйыл. Сказывают, что он был самым старшим братом Кузый-Курпеса*. Оказывается, появился он в тех местах, бежав от гнева Ивана Грозного. Когда он обосновался в стане Пугачева (здесь со своим войском был Пугачев), у него родился сын. Так как появился он в пору бегства отца от воинской службы, назвали его Табантаем.
В те времена здесь росли густые леса, из крупных и высоких деревьев. Много здесь было хищных зверей — и медведь, и волк. Это только теперь даже зайца найти трудно.
Вырос Табантай, стал джигитом. Когда пришел возраст, подыскали ему невесту. Так и жил он со своей женой в темном лесу. И родилось у него девятеро сыновей. Девять-то девять, да может, не все от него. Наверное, были среди них и такие, что нашлись в том лесу. Первенца, самого старшего из сыновей, звали Абзгильде. Он продолжал жить там, где и отец. По его имени стал называться и аул — Абзгильде или Абзан.
Старик Абзгильде жил очень долго. Когда он покинул свет, его похоронили на берегу реки, на могиле его посадили сосну; над изголовьем написали по-арабски. Тот камень существует и поныне. На нем написано: «1881, 11 апрель, Абзгильде, я иллахи иллала, мухаммади рассулла»**.
Остальные восемь сыновей Кумырыка разошлись в восемь разных сторон, поделили землю, основали свои аулы. Таким образом, появились девять новых деревень: Тавакяс, Абзаново, Кумэрле, Кызылъяр, Тимербаево, Озондар, Тирякле. Айтмамбетово, Азау.
Деревни Абзаново, Азау, Тирякле стали бурно разрастаться. В них переселились те башкиры, что остались без земли и воды.
В ту пору почти не было грамотных людей. Народ верил в мусульманскую религию, отличался невежеством. Основным оружием были лук да стрелы. Тем оружием охотились они на птиц и зверей. Облачались в холстяную одежду; орудия труда изготовляли своими собственными руками. Люди жили в домах с маленькими окошками, которые не выходили в сторону улицы — не велел шариат. Домики стояли в укромных лесных местах, там, где местность пониже — боялись дыма из очагов. Народ прежде жил в страхе, боясь и нападения казахов, и нашествия русских богатеев. Страшились того, что их заставят принять русскую веру.
Вот так существовал до революции наш башкирский народ. Только после Октября исчез у народа страх, открылся ему путь праведный. Сами знаете, и русские, и башкиры, и другие народы живут нынче, как родные. К этому счастью привел их Ленин.
* Кузый-Курпес — герои башкирского эпического сказания.
** Слова из корана (примеч. переводчика).
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.