По словам стариков, название нашего аула Каныкай идет от имени человека. За славные подвиги на войне Белая царица решила одарить демского башкира Каныкая большими деньгами. Но Каныкай не взял тех денег и возвратился в родную сторонку. На берегах Дима его радостно встретили в юртах родичи, расспрашивали, в каких войнах ему пришлось участвовать и где бывать. Каныкай был не только отважным, но и прямым, откровенным человеком. Вот и рассказал он обо всем честно и открыто. Молча, с недовольством разошелся яйляуский народ. «Оказывается, ты поднял руку на своих же башкир, которые поднялись на защиту наших земель, нашей свободы, наших гор и лесов, на нашу страну, родной наш Урал», — сказали они. — «Тебе нет места среди нас». И Каныкай уехал. Прошел с верховьев Дима до его устья. И нигде не мог он пристать. Однажды, когда он бродил так неприкаянно, не зная, где прижиться, остановился он в сумерках у какого-то косогора.
Ночь наступила. Вдруг ему показалось, что под тем косогором задвигались камни. Конь Каныкая заржал и встал на дыбы. Неожиданно стало светлым светло. И тогда из скал вышла девушка невиданной красоты, поднялась на вершину косогора и запела:
Взойдем на Сагылтау, джигит отважный,
С его вершины даль степей видна.
При жизни цену людям мы не знаем,
Умрут — и познается им цена.
О камни Сагылтау клинок свой к бою
Отточишь и в ножны введешь его.
И, если верен ты, своей рукою
Боль отведешь от сердца моего.
Не выдержав тех пронзительных слов и напева песни девушки, конь звонко заржал, огласив всю окрестность. И от его ржания содрогалась гора Сагылтау. Девушка услышала его голос и, приставив руку к бровям, стала смотреть вниз с вершины той горы. Увидев Каныкая, она не спеша спустилась к нему. Спустившись, склонила перед ним голову.
Та девушка была разлучена врагами со своей страной и, преследуемая ими, скрывалась в этих местах. Каныкай был безмерно рад тому, что девушку надо спасать от врагов. Они вместе отдохнули на склоне горы, потом девушка повела его в сторону своего яйляу. За ту девушку-красавицу Таубикэ нещадно расправился джигит с коварными врагами. Только джигиту не суждено было вернуться к своей Таубикэ — остался он лежать на поле сечи. И родились у Таубикэ от Каныкая трое сыновей по имени Сафар, Каскын и Исламгул. И растила она их на тех горах, которые были дороги ее сердцу, и помогали ей растить детей беркуты да соколы. Те места, где осели сыновья Каныкая, стали называться их именами. А главный аул именовался Каныкаево. Вот откуда пошли аулы Каныкаево, Каскыново, Сафарово и Исламгулово.
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.