Караидель (Уфа)

В стародавние времена, в густом лесу, там, где начинается нынеш­няя река Караидель, жил-был один батыр. Был он из тех батыров, которые много видели на своем веку, много земель проехали, во мно­гих войнах принимали участие. Когда он в последний раз отправлялся на войну, царь, признавая его героические заслуги перед страной, призвал к себе и сказал так:

—  Ты, джигит, спас нашу Отчизну. Спасибо тебе за это. Возьми из моих сокровищ все, что пожелаешь, и вези к себе домой.

—  Благодарю тебя, — отвечал джигит. — Мне не нужно никаких сокровищ. Мне достаточно двух вещей, мой царь.

—  Милости прошу, сынок, — отвечал царь. — Я готов дать тебе все, что ты хочешь.

—  Ты мне, царское твое величество, если можешь, дай свободу, — сказал тогда джигит. — Уеду я куда-нибудь подальше и буду там жить на свободе до скончания своих дней.

—  Хорошо, — произнес, подумав, царь. — Над этим мы поразмыс­лим. Еще какая у тебя просьба?

—  Вторая моя просьба — конь. Дай мне, мой царь, вороного ска­куна из своего золотого сарая. Будет мне друг на чужбине.

Задумался царь. Обе просьбы джигита оказались непростыми.

—  Сказанное слово — что выпущенная стрела, мой царь, не забудь, что ты перед этим сказал.

После этих слов батыра царь велел привести коня и объявил джи­гита свободным и вольным человеком.

А батыру только того и надо. Вскочил он на вороного коня, ударил стременами и птицей полетел в родную сторонку, к Уральским горам. Сказывают, не было в тех краях человека, который бы не загляделся на его коня, не восхитился тайно или вслух. А там и завидовать начали. Есть друзья, есть и враги, объявились и такие, что не прочь были по­сягнуть на коня батыра. Тогда-то он и подумал: «У меня есть воля, есть вороной, чтобы сесть в седло. Почему же я должен жить среди этих людей?» И уехал он куда глаза глядят, поездил по земле, а потом обос­новался у подножья одной горы. Там вырыл он себе глубокую нору ж стал в ней жить.

К тому времени слава о его вороном коне разнеслась по всей стра­не. Да и в других странах тоже. Отовсюду приезжали гонцы, чтобы взглянуть на редкостного коня. Разные цари из разных стран присы­лали своих людей, обещая за коня любые самые дорогие дары.

И тогда вороной сам заговорил человечьим языком:

—  Эй, джигит, смотри, не проворонь меня. Давай лучше отправим­ся в путь. Когда мы в дороге, никто не сможет меня у тебя отнять.

—  Нет, — ответил батыр. — Я тебя, мой скакунок, и так никому не отдам. Спрячу внутри вот этой горы.

Он снова стал рыть гору, спрятал там своего коня и завалил свер­ху громадным камнем.

А люди, желающие повидать коня, шли со всех сторон. Не выдер­жав печального одиночества, заржал во чреве горы вороной жеребец. Голос его разнесся далеко во все стороны. Услышали его повсюду и пошли на тот голос гонцы со всех концов света. Устроив засаду, они схватили того батыра, обнаружили место, где был спрятан вороной жеребец и стали пробираться в подземелье. Почуяв беду, жеребец стал дожидаться непрошенных гостей. Едва был отторгнут последний ка­мень, как он сорвался с места и стрелой вылетел из своего убежища.

От могучей силы его копыт рухнула гора и оттуда вырвался водный поток. То в одну, то в другую сторону скакал вороной жеребец через густые леса, а водный поток, вырвавшийся из горных недр, бежал вслед за ним, не отставая ни на шаг от его быстрых копыт. Вороной скакун домчался до Агидели и исчез с глаз долой. Никто его больше не видел и не слышал. А вода влилась в Агидель-реку и пополнила ее берега. Вот так возникла Караидель* — нынешняя река Уфа.

* Караидель (Каризел) — досл, Черная река
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.


QR код материала

Qr Code