В давние времена у одного старика была целая дюжина детей. Старик ходил на охоту, ставил на медведя капкан, ловил кротов. В жестокие бураны вся семья сидела в юрте, завернув ноги оленьими шкурами и набросив на себя теплые медвежьи шкуры.
Быстро шло время. Дети подрастали резвыми, как жеребята, сноровистыми, как их отец. А тот не спускал с них глаз, зорко следя за тем, как они себя ведут и чем занимаются.
Трое старших сыновей что ни день выходили в поле и ковыряли деревянными ножами целину. А младшие обтесывали деревья маленьким деревянным топором, который смастерил им отец. Возвращались домой, измазавшись в сосновой смоле, с руками, полными щепок.
Посоветовался старик со старухой и решил распустить своих детей кого куда. Призвал он самых младших троих и сказал им так:
— Вы любите обтесывать кору деревьев, вот и заводите себе бортевых пчел. Пусть имя вам будет Юн*.
Так те и сделали — стали сдирать кору деревьев и пчел себе завели. Людей их рода стали называть Юнаты, юнатинскими башкирами. Постепенно название юнаты превратилось в юрматы.
«Эти посноровистее, — подумал старик о старших сыновьях, — пусть растят хлеб», — и поселил их между Ашкадаром и Иделью. С тех пор их род стал называться Талтым**. В народе род называется Тэлтм. С тех пор и остались тэлтемские башкиры.
* Юн — (башк.) строгать, ошкуривать.
** Талтым — сноровистый, трудолюбивый.
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.